При появлении у детей приступов страха, который возникает без видимых причин, длится 20-25 минут и сопровождается проявлениями расстройств функционирования вегетативной нервной системы, говорят о панической атаке. Ребенок во время приступа может становиться бледным, его кожа покрывается испариной, пульс учащается, возникает состояние оцепенения или готовность к бегству от обстоятельств или факторов страха.
Впервые подобные состояния стали называть панической атакой в 1980 году. В литературе можно встретить и другие названия-синонимы данного термина: пароксизмальная тревога, вегетативно-сосудистый криз, паническое расстройство.
По данным статистики, панические атаки наблюдаются примерно у 3 % детей, чаще они выявляются у детей школьного возраста. Как не пропустить появление панической атаки у ребенка и заметить ее симптомы? Какие причины могут вызывать данное состояние? Какие методы диагностики и лечения используются для устранения панических атак? Можно ли избежать их появления? Ответы на эти вопросы вам поможет получить наша статья.
Страх, приводящий к панике, является нормальной реакцией человека на ситуации, несущие угрозу здоровью или жизни. Например, вполне объяснима реакция на внезапное нападение собаки или пожар. При панических атаках состояния, вызываемые страхом, запускаются без присутствия действительно опасных факторов. Например, ребенок паникует при виде человека с бородой, при резких звуках или вспышках света. В ответ на безобидный фактор у него происходит выброс адреналина в кровь, возникает тахикардия и формируется желание убежать или атаковать.
Почему возникают панические атаки?
Вегетативно-сосудистый криз у ребенка становится следствием комбинации психологических, биологических и социальных факторов.
К психологическим факторам, обусловленным особенностями характера, относят:
- склонность к ипохондрии – проявляется повышенной тревожностью при ухудшении состояния здоровья, постоянным и гипертрофированным вниманием к своему здоровью;
- демонстративность – поведение сопровождается желанием получать внимание и признание от окружения, боязнью стать предметом насмешек, показывать себя с наилучшей стороны и быть в центре внимания, попытками быть более привлекательным во внешности и стать популярным среди друзей и сверстников;
- тревожная мнительность – сопровождается повышенной впечатлительностью и внушаемостью, которые приводят к частым тревожным состояниям.
К социальным факторам относят:
- трудные материально-бытовые условия;
- проблемные семьи: алкоголизм родителей, грубые формы выяснения отношений, приводящие к необходимости защищать себя, конфликты во взглядах, эмоциональная холодность.
Биологическими причинами появления панических атак могут становиться следующие факторы:
- патологии нервной системы – инфекционные поражения нервной системы, нарушения в вегетативной регуляции, пренатальные и постнатальные травмы;
- интоксикации – прием наркотиков, алкогольных напитков и длительное применение некоторых лекарственных средств;
- генетическая предрасположенность – наличие в анамнезе у родственников панических атак;
- гормональный дисбаланс – отклонения в уровне гормонов во время полового созревания, месячных или при начале половой жизни вызывают реакции со стороны вегетативной нервной системы и повышают риск появления атак во много раз;
- нарушения в работе нервной или сердечно-сосудистой систем.
Механизмы возникновения панических атак у детей основаны на взаимодействии социально-психологических и нейробиологических компонентов.
При нарушении баланса гормонов и нейромедиаторов у ребенка снижается концентрация ГАМК, быстрее метаболизируется норадреналин, повышается уровень серотонина и катехоламинов. У детей с этими нарушениями возникают фобии и панические атаки, которые активируются некоторыми жизненными ситуациями:
- чрезмерная авторитарность старших;
- эмоциональная холодность родителей;
- частые стрессовые ситуации;
- чрезмерная требовательность родителей и педагогов.
При возникновении страха и паники приходится проявлять постоянную бдительность, так как воздействие данных факторов провоцирует желание к бегству или атаке.
Разновидности панических атак у детей
В зависимости от характерных особенностей панических атак детского возраста специалисты выделяют следующие их разновидности:
- Развернутые (или большие) приступы. Клинические проявления данных атак сопровождаются возникновением как минимум 4 симптомов. Эпизоды приступов появляются один раз в неделю или месяц.
- Малые приступы. Атаки могут возникать несколько раз в течение суток и сопровождаются 4 симптомами.
Симптомы
У детей эпизоды панических атак появляются спонтанно, то есть их возникновение невозможно связать с угрозами для здоровья или жизни. На фоне этих приступов может присутствовать ничем не объяснимый страх. Например, ребенок почему-то боится выйти на улицу, открыть дверь знакомому, начать разговор с незнакомым человеком или попасть под дождь.
Основным симптомом панической атаки является сильный страх и дискомфорт (то есть пароксизмальная тревога). Это состояние возникает внезапно и за 3-10 минут достигает своего максимального проявления. Его продолжительность составляет от 10 до 25 минут, а выраженность зависит от множества дополнительных внутренних и внешних факторов. Она может варьировать от внутреннего напряжения до явной и сильной паники.
Выраженность признаков остальных проявлений панической атаки так же вариабельна. Дополнительные симптомы, возникающие в ответ на ощущение интенсивного страха, проявляются в виде вегетативных нарушений:
- тошнота (вплоть до рвоты);
- головокружение;
- дрожание рук;
- боли, жжение или ощущения дискомфорта в области живота или груди;
- комок в горле и затрудненность при проглатывании;
- сухость во рту;
- повышенное потоотделение;
- непроизвольное мочеиспускание или акт дефекации (у детей младшего возраста);
- диарея;
- нарушение координации движений;
- шаткость походки;
- судороги;
- онемение и покалывание в конечностях;
- ухудшение качества слуха или зрения;
- псевдопарезы рук и ног.
Во время панической атаки изменяется и психическое состояние больного. У ребенка может присутствовать легкое помутнение сознания (вплоть до предобморочного состояния или обморока), дезориентация в пространстве, ощущение нереальности окружающего пространства. Иногда паника приводит к возникновению страха смерти, сумасшествия или утраты контроля над собой. Ребенок в момент панической атаки становится растерянным и испуганным. Если приступ происходит в ночное время, то его проявления выражаются во всхлипываниях и вскрикиваниях во время сна. После пробуждения у больного наблюдается уставший вид, отмечается общая слабость или плач.
Наблюдения специалистов показывают, что чаще приступы панических состояний возникают в дневное время, а исключительно ночью они происходят намного реже. Иногда эпизод паники появляется перед или сразу после засыпания, во время пробуждения среди ночного сна. В этих случаях к проявлениям панических атак добавляются признаки бессонницы.
В некоторых клинических случаях панические атаки у детей сами по себе исчезают на какое-то время. Как правило, эти эпизоды ремиссии обусловлены уменьшением стрессовых влияний. Подобные периоды затишья нередко усыпляют бдительность родителей ребенка, и они могут откладывать визит к врачу. Однако после ремиссии обычно вновь появляется обострение, и последующие панические атаки, как правило, становятся более интенсивными. Именно поэтому специалисты не рекомендуют пренебрегать присутствием панических проявлений и всегда проводить курс лечения этого нарушения, так как впоследствии пароксизмальные нарушения могут становиться причиной развития более опасных психических отклонений.
Возможные осложнения
При отсутствии правильной и своевременной коррекции панические атаки могут становиться причиной развития соматических и психических патологий:
- заболевания сердца и сосудов;
- эпилепсия;
- другие виды неврозов;
- обмороки с повышением доли вероятности получения травм;
- невралгии;
- формирование фобий;
- депрессия;
- социальная дезадаптация.
Диагностика
Выявление факта присутствия панических атак нередко затрудняется неспособностью маленького пациента рассказать о своих страхах, дискомфортных ощущениях и тревогах. Нередко даже для родителей малыша сама ситуация во время эпизода ужаса становится либо загадкой, либо стрессом. Из-за таких реакций взрослые могут даже вызывать скорую помощь.
Если на фоне панических атак у ребенка присутствуют и соматические заболевания (например, бронхиальная астма, болезни сердца и др.), то эпизоды пароксизмальных расстройств выявить еще сложнее из-за схожести проявлений патологий. В таких клинических случаях попытки выявления нарушений психики обычно приводят к постановке ошибочного диагноза и чаще всего медики ошибаются в сторону вегетососудистой дистонии. Впоследствии назначенное лечение не оказывает эффекта, и проблема остается на своем месте – ни признаков ухудшения, ни признаков улучшения в состоянии психики не появляется. А при отсутствии адекватного лечения панические атаки могут только усугубляться и становятся более частыми, продолжительными и ярко выраженными.
Для выявления панических атак врач анализирует следующие данные о больном ребенке:
- когда возникли первые приступы, с чем было связано их возникновение;
- как часто появляются эпизоды паники;
- были ли случаи панических атак у близких родственников;
- какова психологическая атмосфера в семье;
- присутствуют ли в анамнезе неврологические расстройства;
- сбор и анализ результатов тестирования для выявления личностных и эмоциональных особенностей, склонностей к фобиям и общей напряженности, которые способствуют развитию паники.
При необходимости выявления соматических заболеваний, являющихся первопричиной панических атак или ставящих под сомнение правильность диагноза, ребенка направляют к профильному специалисту: пульмонологу, кардиологу, психотерапевту и пр.
Для исключения ошибок после обследования выполняется дифференциальная диагностика панических атак со следующими патологиями:
- заболевания эндокринной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной системы;
- побочные эффекты от приема лекарств.
При необходимости обследование у профильного специалиста дополняется проведением инструментальных и лабораторных исследований.
Неотложная помощь ребенку во время панической атаки
Тактика поведения родителей или окружающих ребенка людей при оказании первой помощи во время приступа панической атаки зависит от возраста, склада личности и степени выраженности проявлений пароксизмальной тревоги. Рекомендуется:
- Успокоить ребенка спокойным тоном и объяснить в максимально доступной форме, что с ним происходит.
- Дать понять, что скоро это состояние пройдет и не нанесет ему никакого вреда.
- Создать максимально комфортную обстановку вокруг: устранить провоцирующий фактор (если это возможно), нормализовать температурный режим, обеспечить доступ свежего воздуха, снять неудобную одежду и пр. Если есть возможность, то следует умыть ребенка очень теплой/холодной водой или дать ему подержать руки под струей воды необходимой температуры. Температура воды в этих случаях определяется состоянием ребенка по принципу «наоборот» – если ему жарко, то она должна быть холодной и наоборот.
- Попытаться помочь ребенку выполнить дыхательные упражнения для успокоения. Дышать он должен ровно и выдох должен быть несколько удлиненным: вдох на два счета, выдох на 3 счета и задержка дыхания на 1 счет.
- Посоветовать ребенку не фиксировать внимание на тех ощущениях, которые испытываются им на физическом уровне. Для этого можно отвлечь его другой интересной для него темой, задать вопрос о ком-то из близких. Более взрослый ребенок, оказавшийся без сопровождения, может попытаться повторить про себя считалочку, стихотворение или поговорить с родственниками по телефону.
- При сильной панике дать принять рекомендованное специалистом седативное средство (например, экстракт валерьяны, Персен, препарат на основе брома и пр.).
- Посоветовать ребенку заняться чем-то: сложить в стопку книги, пересчитать деревья вокруг, понаблюдать за рыбками в аквариуме и т. п.
- Ни в коем случае не кричать на ребенка во время приступа и не ругать его за возникшее состояние. При беседе с ним тон голоса должен оставаться максимально спокойным, уравновешенным и уверенным.
Лечение
Цель терапии при панических атаках направляется на устранение или облегчение появляющихся во время приступа психологических и вегетативных расстройств. Крайне важно во время лечения оказывать параллельное воздействие на устранение провоцирующих наступление атак факторов. Например, если насилие или эмоциональная холодность в семье будут присутствовать, то лечение останется малоэффективным.
При легких проявлениях панических атак и отсутствии соматических патологий, которые становятся их первопричиной, консервативная терапия может начинаться только с приемов психокоррекции. Для этого ребенку назначаются сеансы когнитивно-поведенческого лечения, аутотренинга и дыхательной гимнастики. Опытный психолог обучает маленького пациента управлению чувствами и эмоциями, методам анализирования провоцирующих приступ ситуаций, планированию разрешения возникающих жизненных проблем и способам расслабления во время атаки.
Если психологическая коррекция не оказывает ожидаемого эффекта, то в план терапии включают прием препаратов для предупреждения приступов. Эти назначения должны проводиться доктором-психиатром, который может подбирать средства согласно возрасту ребенка, частоты атак и степени их выраженности. Во время приема препаратов недопустимо акцентирование внимания ребенка на его состоянии, так как такой подход только усугубляет зацикленность ребенка на существующей проблеме и усугубляет течение этого недуга.
В план медикаментозной терапии могут включаться следующие препараты:
- трициклические и тетрациклические антидепрессанты – рекомендуются при наличии фобий, тревоге ожидания и депрессивных состояниях;
- ингибиторы МАО (или ингибиторы моноаминоксидазы) – применяются для устранения депрессивных проявлений и прерывают цепочку запуска паники путем воздействия на действия норадреналина и серотонина;
- селективные серотонинергические препараты – используются в педиатрической практике чаще всего, так как дают малый диапазон побочных реакций, устраняют проявления тревожности без седативного эффекта, могут применяться длительно и безопасно;
- бензодиазепины – используются нечасто; несмотря на то, что дают быстрый эффект, редкое назначение этих средств объясняется большим перечнем возможных побочных реакций и последствий.
Длительность приема препаратов для предупреждения панических атак подбирается индивидуально. Курсы их применения не должны быть длительными, так как все эти фармакологические средства неблагоприятно влияют на процесс обучения, могут вызывать частую утомляемость и сонливость.
Профилактика
Предупредить развитие панических атак в некоторых случаях помогают следующие рекомендации:
- психологический комфорт в семье и детском коллективе;
- доверительные и теплые отношения между ребенком и родителями;
- поощрения при успехах;
- моральная поддержка при волнениях;
- адекватное поведение родителей при лечении у ребенка других заболеваний (без акцентирования внимания на недуге);
- профилактика употребления спиртных напитков, наркотиков и курения;
- предупреждение интоксикаций;
- своевременное лечение заболеваний нервной, эндокринной и других систем и органов.
Прогноз
Прогноз при панических атаках у детей зависит от присутствия некоторых особенностей склада личности и характера. При отсутствии тревожности, депрессий и ипохондрии он обычно благоприятный. Если же ребенок трагично относится к своему состоянию, то приступы могут приводить к развитию различных последствий: дезадаптации в социуме, фобий перед толпой и большими открытыми площадями.
К какому врачу обратиться
При появлении у ребенка приступов, которые сопровождаются паникой, приводящей к развитию подавленности или атак и вегетативных нарушений (тахикардия, ощущение комка в горле, нехватки воздуха и пр.), следует обратиться к детскому неврологу или психотерапевту. После всесторонней диагностики врач ставит диагноз и может рекомендовать наблюдение у других профильных специалистов (например, у кардиолога, эндокринолога и др.). Лечение панических атак заключается в применении психологических методик и приеме лекарственных средств, предупреждающих развитие приступов.
Панические атаки у детей сопровождаются внезапным появлением эпизодов сильного страха, которые проявляются паникой и признаками нарушения функционирования вегетативной нервной системы. У ребенка могут возникать эпизоды, приводящие к появлению тахикардии, болям и дискомфортным ощущениям в сердце и желудке, нарушениям пищеварения и мочевыделения, гипергидрозу, бледности кожных покровов и пр. Для выявления возникновения панических атак рекомендуется консультация детского психиатра и проведение психологической коррекции. При необходимости воздействия на первопричину панических атак (например, соматические заболевания, приступы бронхиальной астмы и пр.) маленькому пациенту назначается лечение основного заболевания и наблюдение у профильного специалиста.
Доктор В. Тевелев, специалист клиники «Мацпен», Израиль рассказывает о панических атаках у детей:
Врач-психотерапевт А. В. Галущак рассказывает о панических атаках у детей: