Амнезия: что это такое, виды, принципы лечения

Важной характеристикой состояния мозга человека является память, или способность воспринимать (запечатлевать), сохранять и воспроизводить какую-либо информацию, данные прошлого опыта. Различные заболевания могут приводить к нарушению этого процесса – к качественным или количественным расстройствам памяти.

Наиболее распространенной среди количественных расстройств является амнезия – частичная или полная утрата способности индивидуума сохранять или воспроизводить полученные ранее знания. В изолированной форме амнезия встречается достаточно редко, в большинстве случаев сочетаясь с качественными нарушениями памяти, или парамнезиями. Стоит уточнить, что это состояние – не самостоятельная патология, а лишь симптом или комплекс симптомов (синдром), сопровождающий течение ряда болезней.

О том, почему может возникать амнезия, какие виды ее выделяют специалисты, о симптоматике, принципах диагностики и лечебной тактике при этой патологии вы узнаете из нашей статьи.

Причины

Амнезия — это полная или частичная потеря памяти.

Амнезия сама по себе или в сочетании с другими симптомами (парамнезии, нарушения внимания, настроения и так далее) является одним из клинических проявлений целого ряда заболеваний неврологической природы или психиатрической патологии. Список причин крайне разнообразен, и чтобы как-то их систематизировать, специалисты выделили 2 объемные группы этиологических факторов – органические и психогенные.

Органические причины сопровождаются структурными или метаболическими изменениями в головном мозге. Эти изменения могут быть обнаружены (то есть факт их наличия подтвержден) при помощи дополнительных методов исследования. Такими причинами являются:

  • тяжелые черепно-мозговые травмы;
  • новообразования в тканях мозга (нейроны сдавливаются опухолью, гибнут, что приводит к всевозможным расстройствам функций мозга, в том числе к амнезии);
  • инфекции (менингит, энцефалит, нейросифилис и другие) – ткани мозга повреждаются собственно инфекционными агентами или токсинами, которые они вырабатывают;
  • дегенеративные заболевания центральной нервной системы (деменции – болезни Пика и Альцгеймера, старческая деменция, рассеянный склероз и прочие) – миелиновая оболочка нервных клеток разрушается, нарушается передача по ним нервного импульса, страдают и обменные процессы в нейронах, вследствие чего ткани мозга атрофируются; один из результатов всех этих процессов – амнезия;
  • токсическое поражение головного мозга алкоголем, наркотическими препаратами, пестицидами, лекарственными средствами и другими веществами;
  • недостаточность мозгового кровообращения – острая или хроническая (в результате инсультов, транзиторных ишемических атак, отравления угарным газом, острой кровопотери, атеросклеротического поражения сосудов);
  • эпилепсия (приходя в сознание, больные не помнят, что происходило во время приступа) и так далее.

Психогенные причины не сопровождаются органическими изменениями в клетках головного мозга, их суть заключается в нарушении именно психической деятельности человека. Амнезия может иметь место:

  • при выраженном психоэмоциональном напряжении (проще говоря, при сильном стрессе); мозг стремится уйти, избавиться от психотравмирующей ситуации; это своеобразная защитная реакция на стресс;
  • эндогенных заболеваниях (шизофрении);
  • расстройствах личности (в частности, при диссоциативном расстройстве);
  • расстройствах сознания (например, после делирия).

Классификация и особенности течения

В зависимости от объема утраченной информации амнезии делят на генерализованные и ограниченные.

Генерализованная амнезия включает в себя амнезию фиксации и прогрессирующую.

  • Амнезия фиксации (фиксационная) характеризуется нарушением способности человека запоминать новые факты. Информацию, полученную до начала заболевания, в прошлом, он воспроизводит относительно хорошо. Такие больные не могут сориентироваться, где они находятся, кто вокруг них, сколько времени и что вообще произошло, однако вполне сносно рассказывают о том, где учились и работали. Нередко сочетается с другими формами нарушений памяти, в частности, с ретроградной амнезией (Корсаковский синдром), причем на основании того, какие виды сочетаются, врач может предположить прогноз болезни.
  • Прогрессирующая амнезия. Характеризуется медленным, постепенным, часто – малозаметным прогрессирующим снижением памяти, вплоть до потери всех ранее приобретенных знаний. Информация исчезает из памяти не хаотично, а в определенной последовательности, следуя принципам «от частного к общему», «от приобретенного недавно к тому, что приобретено ранее», «от менее автоматизированного к автоматизированному». Эта последовательность названа в честь ученого, выявившего ее, законом Рибо. Приводит к утрате трудоспособности. Такие больные дезориентированы в местности (не могут найти дорогу домой), во времени и в собственной личности. Не могут обслуживать себя самостоятельно – нуждаются в постороннем уходе.

Утрачивая недавно полученные знания, больные нередко вспоминают какие-то значимые для них факты из своей прошлой жизни, а затем и полностью возвращаются в нее, считают себя молодыми или даже детьми. Они, как правило, суетливы, стремятся все время что-то делать. Имеют место ложные узнавания – человек видит в окружающих людей, с которыми общался когда-то в прошлом, которые были важны для него. Этот симптомокомплекс обычно развивается в старческом возрасте, сопровождает течение слабоумия и получил название «старческий амнестический делирий».

Ограниченная амнезия – абсолютное выпадение из памяти определенных временных промежутков событий. Различают несколько видов такой амнезии:

  • ретроградная (человек теряет события, которые предшествовали черепно-мозговой травме, стрессовой ситуации, потере сознания или иному психическому расстройству; может быть утрачена информация как нескольких минут, так и 1-2 лет; течение обычно благоприятное – постепенно память восстанавливается полностью);
  • антероградная (больной не может воспроизвести события, имевшие место сразу после восстановления нарушенного сознания или выхода из иного психического расстройства; распространяется на период от нескольких часов до недели; память не восстанавливается);
  • антероретроградная (сочетает в себе обе описанные выше формы);
  • конградная (забываются события, происходящие в период нарушенного сознания или другого расстройства психики; бывает полной или же частичной (когда больной все-таки может воспроизвести отдельные моменты психоза);
  • кататимная (индивидуум забывает лишь события, неприятные для него);
  • периодическая (человек живет как бы в двух отдельных друг от друга состояниях, которые периодически сменяют друг друга; в первом состоянии он помнит все его события, во втором – события второго, однако, находясь в одном из них, о другом состоянии он не знает, и то, что во время него происходит, воспроизвести не может);
  • ретардированная (характеризуется забыванием периода психотического состояния не сразу после выхода из него, а спустя некоторое время – несколько дней-неделю; то есть больной приходит в сознание или выходит из психоза, рассказывает окружающим все, что происходило с ним в этот временной промежуток, а спустя, допустим, сутки забывает все то, что было, и то, что он рассказывал);
  • палимпсест (это разновидность амнезии, которая характеризуется выпадением из памяти деталей поведения или иных событий, имевших место в период пика алкогольного опьянения накануне; в целом человек имеет представление о том, что же происходило, однако отдельные моменты вспомнить не может; по мере прогрессирования алкоголизма трансформируется в алкогольную амнезию – забывание всего, что происходит в период опьянения).

Принципы диагностики

В процессе диагностики врач общается с пациентом, оценивает его состояние объективно, а с целью верификации диагноза рекомендует пройти дополнительные исследования.

Единого алгоритма диагностики нет, он зависит от особенностей течения заболевания. С амнезией могут столкнуться врачи разных специальностей – инфекционисты, наркологи, неврологи, психиатры и другие.

Конечно, основу диагноза составляет сбор анамнеза (больного, а если он не доступен продуктивному контакту, то его родственников или друзей расспрашивают о течении болезни, событиях, предшествовавших ее появлению, и о других связанных с этим данных) и оценка психического и неврологического статусов (в зависимости от того, какой специалист смотрит больного).

  • Оценка психического статуса позволяет врачу сделать вывод о качестве сознания, степени ориентирования пациента в месте, времени и собственной личности, его настроении, особенностях мышления, интеллекта, глубже разобраться в нарушении памяти и на основании этих данных предположить наличие того или иного заболевания психической сферы.
  • Оценивая неврологический статус, врач ставит своей целью обнаружить объективные признаки органической патологии центральной нервной системы; он обращает внимание на сознание пациента, смотрит на реакцию зрачков на свет, определяет их размер, содружественность движений глазных яблок, менингеальные знаки, рефлексы и другие симптомы.

С целью верификации диагноза пациенту могут быть назначены лабораторные и/или инструментальные дополнительные методы исследования, в частности:

  • общий анализ крови (при инфекционном заболевании будут иметь место признаки воспалительного процесса в организме – высокая СОЭ, лейкоцитоз, если природа болезни бактериальная, тогда нейтрофилез, сдвиг лейкоцитарной формулы влево);
  • биохимический анализ крови (в случае необходимости определяют концентрацию витамина В1, ищут токсические вещества, наркотики);
  • исследование спинномозговой жидкости (проводят спинальную пункцию, посредством которой затем берут небольшое количество спинномозговой жидкости на исследование; таким образом могут быть диагностированы менингиты, энцефалиты, кровоизлияния в ткани головного мозга);
  • электроэнцефалография (это исследование проводят больным с эписиндромом для подтверждения диагноза, обнаружения патологической активности головного мозга, определения локализации очагов и их особенностей);
  • реоэнцефалография (позволяет оценить кровоток в головном мозге);
  • ультразвуковая диагностика сосудов головы (также позволяет исследовать церебральную гемодинамику);
  • дуплексное сканирование (преследует те же цели, что и 2 вышеуказанных метода);
  • КТ или МРТ головного мозга; позволяют врачу подробно рассмотреть нужные структуры головного мозга; так, компьютерную томографию выполняют лицам с черепно-мозговой травмой, гематомой, локализованной в тканях мозга; МРТ более информативна в отношении диагностики новообразований, остаточных изменений после перенесенного ранее инсульта, дегенеративных заболеваний (участки истончения коры определенных областей).

Принципы лечения

Лечение напрямую зависит от заболевания, симптомом которого стала потеря памяти. Так, если она имеет органическую природу, пациенту назначают лекарственные препараты, в случае психогенных причин упор в лечении делают на психотерапию.

Больному могут быть назначены медикаментозные средства таких фармакологических групп:

  • препараты, расширяющие сосуды, снижающие риск образования тромбов (винпоцетин (Кавинтон), ацетилсалициловая кислота (Аспирин) и другие) – нормализуют кровоток в мозговых тканях, улучшая их питание;
  • ноотропные средства, нейропротекторы (Пирацетам, Кортексин, Церебролизин и прочие) – улучшают процессы обмена веществ в нервной ткани, стимулируют мыслительные процессы и память;
  • антихолинэстеразные средства (Убретид, Нейромидин и другие) – повышают дневную активность больного, тормозят прогрессирование слабоумия в пожилом возрасте;
  • антидепрессанты (Венлаксор, Нейроплант и прочие) – используются при сочетании амнезии с симптомокомплексом депрессивного синдрома;
  • нейролептики (Галоперидол, Клозастен и другие) – если причина нарушения памяти – расстройство группы шизофреноподобных;
  • седативные препараты (Нитразепам) – при психомоторном возбуждении, нарушениях сна;
  • антибиотики (если причиной амнезии стала нейроинфекция) и так далее.

В ряде случаев (например, при наличии в голове новообразования) единственным эффективным методом лечения является нейрохирургическая операция.

Психотерапия используется зачастую как дополнение к медикаментозному лечению. Она направлена на адаптацию человека к имеющемуся нарушению, выработку нового отношения к этой и иным проблемам. Могут быть использованы такие методики:

  • гипнотерапия;
  • когнитивно-поведенческая терапия;
  • семейная психотерапия;
  • психоанализ;
  • арт-терапия;
  • сказкотерапия и так далее.

К какому врачу обратиться

При потере памяти необходима консультация невролога и психиатра, так как этот симптом сопровождает разнообразные заболевания, относящиеся к разным специальностям. В некоторых случаях потребуется консультация инфекциониста (например, при подозрении на туберкулезное или сифилитическое поражение нервной системы), онколога.

Заключение

В ряде случаев помочь пациенту что-то вспомнить помогает гипнотерапия.

Амнезия – это одно из количественных расстройств памяти, характеризующееся нарушением восприятия, хранения и/или воспроизведения полученной ранее информации, имеющегося до болезни опыта. Это симптом или даже комплекс симптомов, сопровождающий течение множества заболеваний, но не самостоятельная патология. Чаще всего амнезия диагностируется при заболеваниях нервной системы или психиатрических, она может иметь место и при разного рода интоксикациях (в том числе инфекционной природы).

Существует множество видов амнезии, каждый из которых характеризуется особенностями клинического течения и условий возникновения. Характер течения потери памяти напрямую зависит от основного причинного фактора, возраста больного, наличия сопутствующих заболеваний. Иногда память через какое-то время восстанавливается полностью, а в других случаях амнезия неуклонно прогрессирует и считается необратимой.

Профилактика заключается в отказе от вредных привычек (курения, употребления алкоголя), предотвращении нейроинфекций, травм головного мозга, острых стрессовых ситуаций, своевременном начале лечения в случае, если эти состояния или другие заболевания-причинные факторы развились.

Крайне важно даже в пожилом возрасте заставлять свой мозг работать, тренировать его – читать книги, получать новые знания, нагружать впечатлениями (путешествовать). Эти занятия способствуют образованию между нервными клетками новых связей и улучшению мыслительных процессов, в том числе и памяти. Полученными знаниями, чтобы они не стерлись из памяти, необходимо делиться, использовать их регулярно, поскольку все, что «пылится на полке», рано или поздно забывается.

Врач-невролог М. М. Шперлинг рассказывает об острой потере памяти:

Рейтинг: Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (голосов - 1, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...


Рубрика:
Поделись в соцсетях

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *