Аутизм – это врожденное неизлечимое заболевание, характеризующееся нарушением психического развития, приводящим к ослаблению или потере контактов с окружающим миром, глубокому погружению в мир собственных переживаний, отсутствию желания общения с людьми.
Такой ребенок не способен ни свои эмоции выразить, ни понимать эмоции другого человека. При этом часто отмечаются нарушения разговорной речи и даже снижение интеллектуального развития.
Аутизм многие специалисты не расценивают как психическое заболевание в строгом понимании. Просто такие дети по-другому воспринимают окружающий мир. Поэтому детей-аутистов называют детьми дождя. Дождь в этом случае символизирует особенность детей (аналогично фильму «Человек дождя»).
Все проявления аутизма встречаются у 3-5 ребят из 10000 детей, а в легкой форме – у 40 детей на 10000. У девочек он отмечается в 3-4 раза реже, чем у мальчиков.
Причины возникновения
Научных работ по детскому аутизму много, так же, как много существует теорий о предположительных причинах его возникновения. Но точная причина до настоящего времени не установлена, так как ни одна гипотеза полностью не обоснована.
Некоторые ученые предполагают наследственную передачу болезни. Подтверждением такой точки зрения считают то, что аутизм часто наблюдается у членов одной семьи. Но в таких случаях не исключено, что дети родителей с аутизмом, став родителями, тоже отличаются педантизмом, «тяжелым характером» в силу воспитания и уклада в семье, что и сказывается на отличительных особенностях их детей.
Более того, намного чаще дети-аутисты рождаются в семьях с благополучным семейным климатом. А отклонения, выявляемые в поведении родителей таких деток, связаны, скорее, с психологическим истощением вследствие повседневной борьбы с болезнью.
Некоторые психиатры пытались увязать аутизм с очередностью рождения ребенка в семье. Предполагали, что аутизмом страдает чаще малыш, родившийся первым в семье. Однако подверженность аутизму возрастает с количеством рождений в семье (т.е. у восьмого по счету ребенка вероятность возникновения аутизма выше, чем у седьмого).
Исследования показали, что при рождении одного ребенка с аутизмом риск развития его у следующего, родившегося в семье, малыша выше в 2,8 раза. Возрастает вероятность возникновения болезни и в случае наличия аутизма хотя бы у одного из родителей.
Больше всего доказательств получила теория о значимости вирусной инфекции у матери в период беременности (краснуха, корь, ветряная оспа), что вызывает нарушение формирования головного мозга плода. Подтверждений о развитии аутизма вследствие вакцинаций не найдено, как не подтверждено и предположение о его возникновении при неправильном питании.
Вероятнее всего, имеет значение сочетание генетических факторов и неблагоприятного воздействия на плод (инфекции или токсических веществ).
Признаки заболевания
Клинические проявления аутизма многогранны, как сама личность. Нет единых ключевых симптомов: у каждого пациента симптомокомплекс формируется под влиянием самой личности и окружающей среды, каждый ребенок-аутист уникален.
Аутизм – уход из мира реальности в мир внутренних трудностей и переживаний. У ребенка нет бытовых навыков и эмоциональной связи с близкими. У таких детей возникает дискомфорт в мире обычных людей, ведь они не понимают их эмоций и чувств.
Признаки этого загадочного заболевания зависят от возраста. Специалисты выделяют 3 группы проявлений аутизма: ранний (у детей до 2 лет), детский (с 2 до 11 лет), подростковый (с 11 до 18 лет) аутизм.
Признаки аутизма у детей до 2 лет жизни:
- малыш недостаточно привязан к матери: не улыбается ей, не тянет к ней ручки, не реагирует на ее уход, не узнает близких родственников (даже мать);
- дитя не смотрит в глаза и в лицо при попытке общения с ним;
- отсутствует «поза готовности» при взятии малыша на руки: не протягивает ручки, не прижимается к груди, в связи с чем он может даже отказываться от грудного вскармливания;
- дитя предпочитает играть в одиночествес одной и той же игрушкой или частью ее (колесико от машинки или одна и та же зверушка, кукла); другие игрушки интереса не вызывают;
- пристрастие к игрушкам отличается своеобразием: обычные детские игрушки малоинтересны, ребенок-аутист может длительно рассматривать или передвигать какой-либо предмет перед глазами, следя за его движением;
- не реагирует на свое имя при нормальной остроте слуха;
- не привлекает внимание других лиц к предмету, вызвавшему его интерес;
- не нуждается во внимании или какой-либо помощи;
- обращается с любым человеком, как с неодушевленным предметом – отодвигает со своего пути или просто обходит;
- отмечается задержка речевого развития (не гулит в годовалом возрасте, не произносит простых слов к полутора годам, а простых фраз в 2 года), но даже при развитой речи ребенок редко и неохотно разговаривает;
- малыш не любит изменений, противится им; любые изменения вызывают тревогу или гнев;
- отсутствие интереса и даже агрессия к другим детям;
- сон плохой, характерна бессонница: дитя долго лежит с открытыми глазами;
- аппетит снижен;
- развитие интеллекта может быть разным: нормальным, ускоренным или отстающим, неравномерным;
- неадекватная реакция (сильный испуг) на незначительные внешние раздражители (свет, негромкий шум).
Проявления аутизма с 2 до 11 лет (кроме вышеуказанных симптомов, появляются новые):
- в 3-4 года малыш не разговаривает, или произносит лишь несколько слов; некоторые дети повторяют постоянно один и тот же звук (или слово);
- развитие речи у некоторых детей может быть своеобразным: ребенок начинает говорить сразу же фразами, иногда логично («по-взрослому») построенными; иногда характерна эхолалия – повторение услышанной ранее фразы с сохранением ее структуры и интонации;
- с эффектом эхолалии связано также неправильное использование местоимений и неосознание собственного «я» (себя ребенок называет «ты»);
- ребенок никогда сам не начнет разговор, не поддерживает его, отсутствует стремление к общению;
- изменения в привычной обстановке вызывают беспокойство, но более значимым для него является отсутствие какого-либо предмета, а не человека;
- характерным является неадекватный страх (иногда самого обычного предмета) и при этом отсутствие ощущения реальной опасности;
- ребенок совершает стереотипные действия и движения; может долго сидеть в кроватке (в том числе ночью), монотонно раскачиваясь в стороны;
- любые навыки приобретаются с трудом, некоторые дети не могут научиться писать, читать;
- у некоторых детей успешно проявляются способности к музыке, рисованию, математике;
- в этом возрасте дети максимально «уходят» в свой мир: нередко у них появляется беспричинный (для окружающих) плач или смех, приступ злости.
Проявления аутизма у детей после 11 лет:
- хотя ребенок к этому возрасту уже имеет навыки общения с людьми, он все же стремится к одиночеству, не испытывает необходимости в общении. В некоторых случаях ребенок-аутист при общении может избегать зрительного контакта или, наоборот, пристально заглядывает в глаза, подходит слишком близко или отдаляется на слишком большое расстояние при беседе, говорит очень громко или очень тихо;
- мимика и жестикуляция слишком скудные. Довольное выражение на лице сменяется недовольством при появлении в помещении людей;
- словарный запас бедный, определенные слова и фразы часто повторяются. Речь без интонаций напоминает разговор робота;
- затрудняется первым вступить в разговор;
- непонимание эмоций и чувств другого человека;
- неспособность строить дружеские (романтические) отношения;
- спокойствие и уверенность отмечаются только в привычной обстановке или ситуации, а сильные переживания – при каких-либо изменениях в жизни;
- большая привязанность к отдельным предметам, привычкам, местам;
- многие дети отличаются двигательной и психомоторной возбудимостью, расторможенностью, нередко в сочетании с агрессией и импульсивностью. Другие, наоборот, пассивные, вялые, заторможенные, со слабой реакцией на стимулы;
- период полового созревания протекает сложнее, с частым развитием агрессии к окружающим, депрессии, тревожных психических расстройств, эпилепсии;
- в школе некоторые дети создают мнимое впечатление гениев: они с легкостью могут повторить наизусть стихотворение или песню, прослушав их один раз, хотя остальные предметы им трудны для изучения. Дополняет впечатление «гениальности» сосредоточенное «умное» лицо, будто ребенок над чем-то думает.
Наличие перечисленных признаков не обязательно свидетельствует об аутизме. Но при их обнаружении следует обратиться за консультацией к специалисту.
Разновидностью аутизма (более легкой его формой) является синдром Аспергера. Отличительной особенностью его является то, что у детей отмечаются нормальное умственное развитие и достаточный словарный запас. Но при этом общение с другими людьми затруднено, дети не способны понимать и выражать эмоции.
Диагностика
Заподозрить развитие аутизма у грудничка можно с 3-месячного возраста. Но ни один врач точно подтвердить диагноз в столь раннем возрасте не сможет. Детский аутизм чаще диагностируется в 3 года, когда проявления болезни становятся явными.
Диагностика данной патологии даже для опытного специалиста далеко не проста. Иногда врачу необходимы многократные консультативные приемы, различные тесты и наблюдение для проведения дифференциальной диагностики с неврозоподобными состояниями, ДЦП, генетическими болезнями с умственной отсталостью.
Некоторые симптомы могут быть свойственны здоровым детям. Важным является не столько наличие признака, сколько систематичность его проявления. Сложность состоит еще и в многообразии симптомов аутизма, который может быть выражен в разной степени тяжести. К примеру, способный ученик может быть замкнутым по характеру. Поэтому важно обнаружение нескольких признаков, нарушение восприятия реального мира.
Обнаружив отклонения в поведении ребенка, родителям следует обратиться к детскому психиатру, который может диагностировать у ребенка расстройство психики. В крупных городах в настоящее время созданы «Центры развития ребенка». Специалисты в них (детские неврологи, психиатры, логопеды, психологи и др.) занимаются ранней диагностикой нарушений развития детей и рекомендациями по лечению их.
В случае отсутствия центра диагноз устанавливается комиссионно с участием педиатра, детского психиатра, психолога и педагогов (воспитателей).
В США для всех детей в 1,5 годовалом возрасте проводится тестирование родителей на предмет исключения аутизма у ребенка (тест называется «Проверка на аутизм для маленьких детей»). Этот несложный тест может помочь родителям самим определиться в необходимости консультации специалиста своему ребенку.
На каждый из вопросов следует дать ответ «Да» или «Нет»:
- Ребенку нравится, когда его берут на руки, сажают на колени, укачивают?
- Малыш интересуется другими детьми?
- Ребенок любит куда-нибудь взбираться, подниматься по лестнице?
- Малышу нравятся игры с родителями?
- Имитирует ли ребенок какое-то действие («готовит чай» в игрушечной посуде, управляет машинкой и т.д.)?
- Использует ли малыш указательный палец для указания на предмет, интересующий его?
- Приносил ли он когда-нибудь какой-либо предмет, чтобы показать его вам?
- Смотрит ли малыш в глаза незнакомому человеку?
- Укажите пальцем на какой-либо предмет вне поля зрения малыша и скажите: «Смотри!», или же произнесите название игрушки («машинка» или «кукла»). Проверьте реакцию ребенка: повернул ли он голову, чтобы посмотреть на предмет (а не на движение вашей руки)?
- Надо дать малышу игрушечную ложечку и чашку и попросить «сделать чай». Поддержит ли ребенок игру и притворится, будто делает чай?
- Задайте ребенку вопрос «Где кубики? или кукла». Покажет ли малыш на этот предмет пальцем?
- Может ли ребенок построить пирамиду или башню из кубиков?
Если большинство ответов будет «нет», то вероятность наличия аутизма у ребенка очень высока.
Что делать родителям, если диагноз «аутизм» ребенку установлен?
Многие родители долго не могут смириться с таким диагнозом, объясняя для себя изменения в поведении ребенка его индивидуальностью, характерологическими особенностями.
Что можно посоветовать родителям?
- Не нужно отрицать диагноз. Ведь для постановки диагноза врачи проводили оценку по многим критериям.
- Понять и принять, что эта патология не пройдет с годами и не излечится, она – на всю жизнь.
- С ребенком нужно много работать, чтобы нивелировать проявления аутизма. Могут помочь в этом не только советы специалистов, а и родители других детей с аутизмом: можно использовать чужой опыт в развитии ребенка, встречаясь в кружках таких родителей или на форуме в интернете.
- Понимать, что дорого время в работе с ребенком, т.к. с возрастом проявления только усугубятся. Чем раньше начато коррекционное лечение, тем выше шансы на успех.
- Диагноз «аутизм» – не приговор. В 3-5 летнем возрасте трудно сказать о степени тяжести процесса и его развитии. Во многих случаях возможна социальная адаптация, приобретение профессии.
- Следует использовать помощь специалистов в проведении логопедических, корригирующих, педагогических приемов для изменения интеллектуального развития, психомоторного и эмоционального поведения ребенка. Консультации психологов, дефектологов, логопедов помогут в формировании навыков, коррекции коммуникативных нарушений и социальной адаптации.
Лечение аутизма у детей
Медикаментозное лечение аутизма не разработано. Основным способом лечения является психотерапия и адаптация ребенка к жизни в социуме. Лечение при аутизме – длительный и тяжелый (в психологическом и физическом плане) процесс.
Предположение об эффективности использования в лечении безглютеновой диеты в исследованиях ученых подтверждения не получило. Исключение продуктов с казеином и глютеном из рациона ребенка с аутизмом к излечению не приводит.
Основные правила лечения:
- Необходимо выбрать психиатра, имеющего опыт работы с детьми-аутистами. Нежелательно менять врачей, т.к. каждый будет применять свою программу, что не позволит ребенку закрепить полученные навыки.
- В лечении должны участвовать все родственники ребенка, чтобы оно продолжалось и дома, на прогулке и т.д.
- Лечение заключается в беспрерывном повторении полученных навыков, чтобы они со временем не терялись. Стрессы и болезни могут привести к первоначальному состоянию и поведению.
- У ребенка должен быть четкий режим дня, который следует неукоснительно соблюдать.
- Нужно сохранять максимальное постоянство окружающей обстановки, каждый предмет должен иметь свое место.
- Следует стараться привлекать внимание ребенка, обращаясь к нему несколько раз по имени, но не повышая голос.
- Нельзя использовать силовое принуждение и наказания: ребенок-аутист не в состоянии увязать свое поведение с наказанием и просто не поймет, за что он наказан.
- Поведение с ребенком должно быть логичным и последовательным у всех членов семьи. Изменение модели поведения может неблагоприятно сказаться на его состоянии.
- Разговор с ребенком должен быть спокойным, медленным, короткими ясными предложениями.
- На протяжении дня у ребенка должны быть перерывы, чтобы он мог побыть один. Следует лишь позаботиться, чтобы обстановка была для него безопасной.
- Физические упражнения помогут ребенку снять стресс и дадут положительные эмоции. Большинство таких деток любят прыжки на батуте.
- Обучив ребенка новым навыкам, следует показывать, в какой ситуации можно их применять (например, пользоваться туалетом не только дома, а и в школе).
- Необходимо хвалить ребенка за успех, используя и слова, и другие способы поощрений (просмотр мультфильма и др.), постепенно он найдет связь между поведением и похвалой.
Важно и самим родителям иметь перерыв и отдых от этих занятий, т.к. они вызывают психологическое истощение: хотя бы 1 раз за год нужно уезжать на отдых, а уход за ребенком поручить бабушке и дедушке (или отдыхать по очереди). Не лишним будет и посещение психолога самими родителями.
Как учить ребенка общаться?
- Если ребенок не способен к общению словами,надо искать другие варианты: невербальное общение с помощью картинок, жестов, звуков или мимики.
- Не нужно что-либо делать вместо ребенка, если он не просит о помощи. Можно спросить, нужна ли ему помощь, и только при утвердительном ответе помочь.
- Нужно постоянно стараться вовлекать его в какие-либо игры с другими детками, даже если первые попытки вызовут злость. Раздражение и злость – тоже эмоции. Постепенно придет понимание, что общаться интересно.
- Не нужно торопить малыша – ведь ему необходимо время для осмысления действий.
- В играх с ребенком не стремитесь лидировать – постепенно формируйте проявление инициативы.
- Обязательно хвалите его за самостоятельное начало общения.
- Старайтесь создавать повод, необходимость в общении, ведь если все необходимое есть, то и нет стимула к общению со взрослыми, обращению с просьбой о чем-либо.
- Малыш должен сам определять, когда занятие нужно закончить (когда он устал или надоело). Если он не может об этом сказать словами, то подскажет его мимика. Можно помочь ему подобрать слово для окончания игры («Хватит» или «Все»).
Как учить повседневным навыкам?
- Обучение малыша чистить зубы может занять длительный период, но это возможно. Единого для всех детишек правила обучения нет. Это может быть игровая форма с обучением при помощи картинок, или личный пример, или любой другой вариант.
- Обучение посещению туалета может быть особенно трудным и занять несколько месяцев. Лучше начинать обучение тогда, когда малыш будет осознавать необходимость посещения туалета (что можно понять по его поведению или мимике).
Для малыша-аутиста прекращение использования памперсов уже вызовет недовольство. Поэтому, чтобы не пришлось потом отучать его от пользования горшком, лучше сразу после подгузников формировать привычку пользования туалетом.
Вначале памперсы менять нужно в туалете, чтобы ребенок мог связать посещение туалета с физиологическими отправлениями. В процессе наблюдения за малышом рекомендуется заметить примерное время опорожнения кишечника и мочеиспусканий у ребенка. Во время этих естественных отправлений нужно показать малышу туалет сначала на фотографии и произнести слово «туалет».
В примерное время отправлений у ребенка следует отвести его в туалет, раздеть и посадить на унитаз. Не отчаивайтесь, если мочеиспускание или дефекация не произошли. Даже в этом случае надо использовать туалетную бумагу, одеть малыша и вымыть руки. В тех случаях, когда нужда справлена вне туалета, нужно как можно быстрее отвести ребенка в туалет. Каждый случай пользования туалетом должен сопровождаться похвалой или наградой (дать игрушку, печенье и др.).
- Мыть руки нужно учить обязательно после туалета, после возвращения с прогулки, перед едой. Обучая, важно выполнять все действия в строгой последовательности и не нарушать ее. Например: подтянуть рукава; открыть кран; увлажнить руки водой; взять мыло; намылить руки; положить мыло; смыть с рук мыло; закрыть кран; вытереть руки; поправить рукава. В начале обучения следует подсказывать очередное действие словами или картинками.
Обучение ребенка-аутиста
Аутичный ребенок, как правило, в обычной школе учиться не может. Чаще обучением на дому занимаются родители или приходящий специалист. В крупных городах открыты специальные школы. Обучение в них проводится по специальным методикам.
Наиболее распространенные учебные программы:
- «Прикладной поведенческий анализ»: поэтапное обучение под руководством психолога от простых навыков до формирования разговорной речи.
- «Время на полу»: методика предлагает лечение и обучение навыкам общения проводить в игровой форме (родитель или педагог по несколько часов играют с ребенком на полу).
- Программа ТЕАССН: методика рекомендует индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его особенностей, цели обучения. Эта техника может сочетаться с другими технологиями обучения.
- Методика по программе «Больше, чем слова» обучает родителей пониманию невербального способа общения с ребенком с помощью жестов, мимики, его взгляда и др. Психолог (или родители) помогают ребенку в формировании новых методов для общения с другими людьми, более понятных им.
- «Социальные истории» – это своеобразные сказки, написанные педагогами или родителями. В них следует описывать ситуации, вызывающие страхи и тревогу ребенка, а мысли и эмоции героев историй подсказывают желаемое поведение ребенка в подобной ситуации.
- Методика обучения с помощью обмена карточками: используется при тяжелой форме аутизма и при отсутствии речи у ребенка. В процессе обучения ребенку помогают запомнить значение различных карточек и использовать их для общения. Это дает возможность ребенку проявлять инициативу и облегчает общение.
Строгий распорядок дня, постоянные и не всегда успешные занятия с ребенком, страдающим аутизмом, накладывают отпечаток на жизнь всей семьи. Такие условия требуют от членов семьи необыкновенного терпения и толерантности. Но только любовь и терпение помогут достичь хоть малейшего прогресса.
Прогноз
Прогноз в каждом конкретном случае разный. Своевременно начатая коррекция может в значительной степени ослабить проявления болезни и научить ребенка общаться и жить в обществе.
Но ожидать получения успеха через неделю и даже месяц нельзя. Лечение таких детей должно продолжаться в течение всей жизни. У многих детей некоторые сдвиги и возможность контакта отмечаются через 3-4 месяца, а у других положительная динамика не достигается годами.
При легкой форме психического расстройства больной аутизмом примерно к 20 годам может иметь возможность жить самостоятельно. Примерно каждый третий из них приобретает частичную независимость от своих родителей. При тяжелом течении болезни больной становится обузой для семьи, нуждается в присмотре родственников, особенно при сниженном интеллекте и неумении разговаривать.
Резюме для родителей
К сожалению, ни причина развития, ни способы излечения при аутизме не известны. У большинства детей-аутистов нормальный интеллект. Более того, некоторые из них имеют незаурядные способности в музыке, математике, рисовании. Но воспользоваться ими они не смогут.
Работать с детьми в любой стадии аутизма нужно как можно раньше. Нельзя отчаиваться! Используя множество разработанных методик по коррекции, во многих случаях можно достичь успеха. Главный враг ребенка – время. Каждый день без занятий – шаг назад.
К какому врачу обратиться
При наличии у ребенка аутизма он должен наблюдаться у психиатра, желательно у одного. Дополнительную помощь в лечении и реабилитации таких детей оказывают невролог, логопед, массажист, психолог.