Астигматизм у детей: особенности течения и лечения

Астигматизм – нарушение рефракции глаза. Это происходит вследствие разной кривизны роговицы и рассеивания параллельных пучков света, падающих на глаз. Они собираются не в фокусную точку, а в фигуру, что меняет изображение, попадающее на сетчатку. Вследствие этого снижается острота зрения.

Причины

Причиной астигматизма могут стать:

  1. Наследственность – наличие астигматизма у близких родственников.
  2. Ношение «ночных» линз – индуцированный астигматизм. Появляется как осложнение использования этих линз.
  3. Травма – после проникающих ранений глазного яблока, ожогов роговицы.
  4. ЭЭК (экстракапсулярная экстракция катаракты) – швы, наложенные на роговицу.

Если причина – наследственность, то патологию, как правило, выявляют в раннем возрасте. Во всех остальных случаях астигматизм появляется как осложнение и время его появления не зависит от возраста ребенка.

Симптомы

При длительной работе у ребенка с астигматизмом возникают головные боли или боли в глазных яблоках.

Признаки, которые должны насторожить:

  1. Снижение остроты зрения вдаль и вблизи.
  2. Головные боли, боли в глазных яблоках при длительной работе.
  3. Нечеткость контуров и даже возможно двоение перед глазами.

При незначительной степени астигматизма дети могут не предъявлять жалоб на снижение зрения. Если ребенок рассматривает предметы всегда под определенным углом, то есть голова находится в вынужденном положении, родителям стоит обратиться к врачу-офтальмологу.

Виды астигматизма

В клинической практике выделяют 5 видов нарушения рефракции глаза:

  1. Сложный миопический – когда по двум осям миопическая (минусовая) рефракция.
  2. Сложный гиперметропический – по двум осям гиперметропическая (плюсовая) рефракция.
  3. Простой миопический – когда по одной оси эмметропическая (нормальная) рефракция, а по другой – миопическая.
  4. Простой гиперметропический – по одной оси эмметропическая рефракция, по другой – гиперметропическая.
  5. Смешанный – по одной оси миопическая рефракция, по другой – гиперметропическая.

Диагностика

Обследование проводится в условиях кабинета врача-офтальмолога. Включает в себя:

  1. Рефрактометрия – проводят с помощью авторефрактометра в естественных условиях и после циклоплегии (расширения зрачка). Данные рефрактометрии выдаются в печатном виде в записи сфера-цилиндр-ось. Наиболее точно определяется ось, менее точно сила цилиндра.
  2. Визометрия – определение остроты зрения. Данное исследование проводят с помощью таблицы Снеллена, проектора знаков. Остроту зрения сначала определяют без коррекции по одному глазу. Затем ставят корректирующие стекла и проверяют двумя глазами.
  3. Скиаскопия – определение рефракции проводят с помощью офтальмоскопа или ретиноскопа. Врач-офтальмолог оценивает движение тени по зрачку. Перед обследованием обязательно капают в глаза циклопентолат 1% два раза с интервалом в 15 минут.
  4. Определение остроты зрения для близи с помощью таблиц Сивцева с расстояния 33 см. Исследование проводится в условиях полной коррекции для дали, ребенок должен читать текст с номером 4.
  5. Определение конвергенции – пациента просят смотреть двумя глазами за предметом, обычно это карандаш или ручка. Врач постепенно подносит его по направлению к носу ребенка. Результат оценивается, когда один глаз начинает отклоняться в сторону.
  6. Кератометрия – исследование кривизны роговицы и роговичного астигматизма. Проводят для ориентировочного определения астигматизма, когда другие способы невозможно применить.

Лечение

Скорректировать зрение ребенка с астигматизмом помогут очки.

Терапия нарушений рефракции глаза включает:

  1. Подбор очков для дали – у детей старше 3 лет корригируется прямой астигматизм более 1,0 Д. Прямой астигматизм меньше 1,0 Д называется физиологическим и не вызывает нарушения зрения, поэтому очки не назначаются. У детей 1-3 лет коррекции подлежит простой, смешанный астигматизм в 2,0 дптр и более, сложный астигматизм в 1,0 дптр и более. Выбор оптимальной коррекции всегда проводится двумя глазами.
  2. Подбор очков для близи – назначают в случаях затрудненной работы на близком расстоянии в имеющихся очках.
  3. Подбор контактной коррекции – проводится в случаях непереносимости очков. При астигматизме переносимость коррекции лучше в линзах, чем в очках.
  4. Плеоптика и другие виды функционального лечения назначается в случаях амблиопии, вызванной астигматизмом. Лечение проводится только при постоянном ношении очков. Цель лечения – повышение остроты зрения. Используют аппараты для улучшения аккомодации и зрительной работоспособности:
  • лазерстимуляция – аппарат МАКДЭЛ, 1 раз в день 3-4 минуты, 10 дней;
  • электростимуляция – 1 процедура в день 5-10 минут, 10 дней.

Избавиться полностью от астигматизма можно только лишь лазерной коррекцией зрения. Но эта процедура проводится после 18 лет. Поэтому родители должны понимать необходимость ношения очков или линз с момента выявления у ребенка астигматизма.

Если ребенок не носит очки, у него могут развиться осложнения:

  1. Амблиопия – стойкое снижение остроты зрения одного или двух глаз, которое в последующем не поддается коррекции, и оперативное лечение не восстановит зрение.
  2. Развитие и прогрессирование близорукости.
  3. Упорная астенопия – головная боль, покраснение глаз, боль в глазных яблоках.

Родители должны быть готовы к тому, что очки с астигматическими линзами могут вызывать чувство дискомфорта у ребенка. Это адаптационный период, обычно он длится в течение недели. Если по истечении этого времени ребенок продолжает жаловаться, потребуется повторный визит к врачу и изменение коррекции.

Симптомы непереносимости астигматических очков:

  • искажение пространства;
  • «перекос» помещения;
  • трудности при ходьбе по лестнице;
  • разный размер страниц при чтении книги;
  • головная боль, тошнота, головокружение;
  • боль в глазных яблоках, надбровных дугах.

Если у ребенка появились эти симптомы после ношения очков, возможен переход на контактные линзы.

Показатели правильного лечения астигматизма:

  • повышение остроты зрения;
  • постоянное ношение очков или контактных линз;
  • восстановление зрительной работоспособности;
  • отсутствие астенопических жалоб;
  • удовлетворенность коррекцией.

О том, как лечить астигматизм у детей, в программе «О самом главном»:

Врач-офтильмолог Шаповал Т. В. рассказывает об астигматизме у детей:

Телеканал «Беларусь-1», в программе «Детский доктор» видеосюжет об астигматизме:

Телеканал «Беларусь-1», в программе «Детский доктор» видеосюжет о лечении астигматизма:

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...


Поделись в соцсетях

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *