Современные ученые установили четкую связь тяжелых атрофических изменений слизистой желудка с дальнейшим возможным развитием рака. Однако далеко не все пациенты и даже врачи понимают важность правильной диагностики, лечения этого недуга и дальнейшего наблюдения за такими больными. Между тем в последнее десятилетие отечественные, а особенно зарубежные специалисты разработали немало рекомендаций и алгоритмов, выверенных методами доказательной медицины, которые касаются грамотного ведения больных атрофическим гастритом.
Длительное и/или интенсивное воспаление в слизистой желудка (гастрит) может приводить к утрате клеток желез, образующих кислый желудочный сок, необходимый для полноценного переваривания съеденной нами пищи. Этот процесс доктора называют атрофией, а такой гастрит – атрофическим.
Незначительные изменения никак не влияют на деятельность организма. Но по мере усугубления тяжести и распространения атрофии у человека не только ухудшается пищеварение, но увеличивается вероятность появления угрожающей жизни болезни – рака желудка. Вопросам современных методов лечения и диагностики атрофического гастрита и посвящена данная статья.
Диагностика
Для выявления атрофического гастрита наши доктора, как правило, используют следующие диагностические методики:
- анализ клинических проявлений;
- эндоскопическое исследование;
- гистологическое исследование;
- лабораторные методы.
Просматривая разные сайты о гастрите, можно прочитать о недомоганиях и симптомах, которые традиционно связывают с атрофическими переменами в слизистой (тупые распирающие боли, тошноту, тяжесть в зоне проекции желудка и др.). Однако большинство международных и отечественных экспертов, проанализировавших множество научных врачебных исследований о больных атрофическим гастритом, отмечает отсутствие этих жалоб у пациентов. Даже тяжелая атрофия может быть бессимптомной. Поэтому атрофический гастрит ни в коем случае нельзя диагностировать исключительно по клинической симптоматике.
Более того, даже результаты эндоскопического исследования (нелюбимой больными фиброгастроскопии) не должны быть основанием для верификации этого недуга. Оно позволяет лишь заподозрить атрофию, при которой слизистая желудка становится истонченной, бледной, неравномерно окрашенной («мозаичной»), с выраженной сосудистой сетью. Технологические новинки (увеличительная эндоскопия, эндоскопия с применением узкоспектрального света – NBI, эндоскопия с красителями) тоже не дают основание для окончательного диагностического вердикта. Они только помогают произвести более прицельный забор образцов слизистой или биоптатов из «подозрительных» участков для последующего гистологического изучения под микроскопом.
Гистологическое, или патоморфологическое, исследование заключается в подробном анализе структуры и строения биоптатов. Именно оно и позволяет установить атрофию и оценить ее тяжесть. Но для того, чтобы метод был по настоящему информативным, нужно достаточное количество образцов желудочной слизистой (а не 1-2 кусочка, как зачастую случается в «реальной жизни»). По рекомендациям европейских онкологов, разработанным в 2013 г., необходимо получить не менее 2 биоптатов из разных анатомических зон желудка (тела, выходного отдела и др.), а также из всех видимых эндоскописту изменений слизистой.
Если же по каким-либо причинам биопсия не была взята или нет возможности выполнить фиброгастроскопию, то можно использовать лабораторные методы диагностики атрофии слизистой желудка (определение пепсиногенов и гастрина в крови). Пепсиноген 1 вырабатывается исключительно клетками желез тела желудка. Поэтому его уменьшение и/или изменение соотношения пепсиногенов 1 и 2 сопряжены с атрофией слизистой именно этой части органа.
Гастрин (гастрин-17) же является продуктом клеток антрального (выходного) отдела желудка. Следовательно, его снижение свидетельствует об уменьшении желёз в данной зоне. Эти косвенные показатели атрофии помогают уточнить наличие распространенной атрофии и ориентировочное ее местонахождение. Но они ни в коей мере не заменяют гистологическое исследование и информативны лишь при обширных и серьезных атрофических изменениях.
Кроме того, лабораторные методы могут помочь определить происхождение атрофии.
Для этого следует сдать анализ на наличие специфических антител к микробам Helicobacter pylori, к обкладочным клеткам, к внутреннему фактору в крови.
Диагностические значения двух последних параметров наблюдаются при аутоиммунном гастрите. Инфицирование Helicobacter pylori можно также обнаружить при помощи дыхательного теста и исследования кала на антигены этих микробов. Причем данные методики считаются европейскими специалистами наиболее достоверными.
Лечение
Если обследование подтвердило атрофию желудочной слизистой, то никак нельзя пускать процесс на самотек.
Без адекватного лечения возможно прогрессирование изменений (особенно у пожилых больных).
Современные лечебные мероприятия состоят из:
- уничтожения бактерий Helicobacter pylori (эрадикационная терапия);
- улучшения состояния желудочной слизистой;
- заместительной терапии.
Присутствие в желудке микробов Helicobacter pylori создает все условия для дальнейшего распространения атрофии, ее утяжеления и перерождения в раковые клетки. А их устранение ведет к замедлению и даже обратному развитию уже появившихся атрофических изменений в теле желудка. Поэтому при обнаружении этих бактерий (при эндоскопическом, гистологическом или лабораторном обследовании) эрадикационная терапия обязательна. Ее схемы включают разные комбинации:
- лекарств, подавляющих образование желудочного сока (ингибиторов протоновой помпы: декслансопразола, омепразола, пантопразола и др.);
- препаратов висмута (де-нола и др.);
- антибиотиков и/или антибактериальных средств (кларитромицина, джозамицина, тетрациклина, метронидазола, амоксициллина, фуразолидона и др.).
При этом не стоит опасаться снижения желудочной кислотопродукции. Курс эрадикационной терапии не превышает 7-14 дней, такая длительность лечения не усугубляет атрофию. К тому же отечественные эксперты разработали схему без ингибиторов протоновой помпы (висмутсодержащие средства и 2 антибиотика).
Состав эрадикационной терапии должен определять исключительно доктор, так как выбор лекарств определяется множеством факторов (чувствительность к лекарствам в конкретном географическом регионе, переносимость их больным, наличие сопутствующих недугов и др.). Пациент же, со своей стороны, должен скрупулезно соблюдать все назначения, так как даже один пропуск приема того или иного медикамента может сказаться на эффективности лечения.
После завершения эрадикационной терапии стоит продолжить прием лекарств с висмутом на протяжении еще 1 – 2 месяцев. К настоящему времени установлено, что они позитивно влияют на состояние желудочной слизистой. Благотворное действие заключается в уменьшении оставшегося воспаления, в антиоксидантном эффекте, в повышении защитных качеств слизистой оболочки. А активно рекламирующиеся биодобавки с аскорбинкой, селеном и/или витамином Е, по мнению европейских экспертов, изучающих предраковые болезни желудка, еще не доказали свою эффективность в отношении влияния на атрофию.
Заместительная терапия в виде препаратов желудочного сока, ферментов и/или витамина В12 необходима лишь больным с тяжелыми атрофическими процессами, сопровождающимися подтвержденными нарушениями крови и пищеварения.
Наблюдение
Так как у больных тяжелым атрофическим гастритом существенно увеличивается вероятность рака желудка (в 4-5 раз), эти пациенты должны быть под внимательным врачебным контролем. Составители европейских рекомендаций по наблюдению за больными с предраковыми недугами желудка считают, что при распространенной атрофии (и в теле, и в антральном отделе желудка) эндоскопический и гистологический контроль должен осуществляться каждые 3 года после постановки диагноза. А китайские онкологи направляют таких пациентов на фиброгастроскопию с биопсией ежегодно.
К какому врачу обратиться
Если у вас есть проблемы с желудком, лучше обращаться к гастроэнтерологу. Однако помочь в этой ситуации может терапевт или семейный врач. Обязательно в диагностике будет участвовать врач-эндоскопист, его квалификация очень важна. Дополнительно можно проконсультироваться с диетологом для назначения правильного питания. Для исключения перерождения атрофии в опухоль иногда требуется консультация онколога.
Видео версия статьи: