Прикус у детей: что делает зубы ребенка кривыми?

Любая разумная и любящая мама стремится дать своему ребенку самое лучшее. Не всегда мы обращаем внимание на приятные и трогательные мелочи в поведении малыша, которые у каждого из нас ассоциируются с детством: пальчик или пустышка во рту, кулачок под щечкой во время сна, закушенная нижняя губка в момент важного занятия, поддерживающая голову рука за партой в школе. Но именно такие «незаметные» старшим привычки, повторяющиеся регулярно, могут сильно повлиять на развивающийся челюстно-лицевой аппарат у ребенка.

Развитие челюстей и зубов

Важное значение в том, как будут выглядеть зубы ребенка, имеет наследственность.

Верхняя челюсть начинает развиваться  в середине 2-го месяца внутриутробного развития, отдельная часть ее – резцовая кость – состоит из двух частей, срастающихся на 5-м месяце эмбрионального развития. Она формирует будущее твердое небо. Нижняя челюсть также состоит из двух независимых частей. На момент рождения они связаны соединительной тканью, костное соединение формируется лишь  на 3-м месяце развития малыша и полностью завершается к концу прорезывания первых зубов. Уже в первые недели внутриутробного развития образуются зачатки молочных зубов. То, какие размеры будут иметь челюсти и зубы, в большой степени зависит от анатомических особенностей строения таковых у обоих родителей. Наследственность в данном случае выходит на первый план. Сходство строения, размеров и формы отдельных костей и черепа в целом и определяет потом внешнюю схожесть ребенка и его мамы или папы. Прорезывание молочных зубов происходит от 6-го до 13-го месяца. Но в это же время уже начинают активно формироваться будущие постоянные зубы ребенка. Так в возрасте 1 года малыш не только может хвастаться 2–4 молочными зубками, в его челюстных костях на этот момент «спрятаны» развивающиеся зачатки постоянных резцов, клыков и даже первых моляров (6-е зубы, которые прорежутся только после 5 лет).  Появление постоянных зубов у детей обычно идет в таком порядке: 6 и 1, 2, 4, 3 (клык), 5, 7-й.

Средние сроки прорезывания для них следующие:

  • 4–5 лет – первые нижние резцы
  • 6–7 лет – первые моляры (большие «жевательные» зубы, как их иногда называют родители)
  • 7–8 лет – первые верхние и вторые нижние резцы
  • 8–9 лет – вторые верхние резцы
  • 9,5–11,5 лет – верхние и нижние клыки, первые и вторые премоляры (4-е и 5-е зубы по порядку от центра)
  • 12–14 лет – вторые моляры

Стоит отметить, что  формирование каждого зуба продолжается  и после прорезывания, т. к. корень развивается в течение  еще 2,5–3 лет. Поэтому, если родители замечают, что показавшийся постоянный зуб растет криво, имеет наклон, повернут, в период дальнейших нескольких лет на него легко можно подействовать даже пальцевым массажем в домашних условиях. Это особенно актуально для однокорневых передних зубов. Таким образом, постоянный прикус (смыкание зубов) полностью формируется к 14–15 годам. Если позже прорезаются зубы мудрости и им не хватает места в челюсти, может происходить  поворот или смещение отдельных зубов из всего ряда наружу (например, клыков).

Оцениваем прикус ребенка

Конечно, только врач может правильно оценить прикус ребенка, поставить диагноз и назначить лечение. Но родители могут некоторые признаки определить и сами. Вот некоторые из них:

  1. В норме верхние зубы должны перекрывать нижние приблизительно  наполовину коронки или чуть больше.
  2. Каждый зуб верхней челюсти должен контактировать с одноименным зубом нижней челюсти.
  3. Средняя вертикальная линия, проведенная  между резцами верхней и нижней челюстей должна совпадать.
  4. Каждый зуб контактирует с двумя соседями (исключение составляют последние зубы в ряду). В молочном прикусе между зубами по мере роста челюстей промежутки увеличиваются.

Какие силы могут повлиять на положение зубов

Кроме наследственности, особенностей обмена веществ, хронических болезней что еще может влиять на рост и развитие челюстных костей и зубов:

  • сила сокращающихся мышц полости рта не только в момент дыхания и жевания, но и в момент сосания пальца, языка, щеки, карандаша и др.
  • сила натяжения уздечек языка и верхней губы (особенно если они слишком короткие)
  • положение головы, челюстей во время сна, бодрствования, игр, подкладывание кулачка, руки под голову, подбородок, запрокидывание головы при неправильном кормлении и др.
  • привычное нахождение во рту инородных предметов: карандаша, пустышки, пальца, края воротника и др., которые ребенок располагает между зубами или на них.

Привычка сосания пальца, щек, языка, долгое сосание пустышки

Длительное сосание пустышки может стать причиной искривления зубов и неправильного прикуса.

Многие родители не обращают внимания на такие мелочи. Ребенок постоянно сосет палец, потом его место занимает карандаш во время занятий в школе. Некоторые исследователи отмечают связь привычки сосания чего-либо с вероятностью пристраститься взрослому человеку к курению в будущем. Кто знает, может в этом есть доля истины? В норме к 2 годам рефлекс сосания угасает, но в некоторых случаях может задержаться надолго. Именно к этому возрасту необходимо отучить ребенка сосать соску и обеспечить полноценное питание, которое включает твердую пищу, возможность ее разжевывать и откусывать кусочки. Когда ребенок постоянно сосет соску или палец, мышцы щек и языка сокращены и оказывают давление на боковые участки зубных рядов, вынуждая их смещаться внутрь. Это может быть причиной сужения верхней и нижней челюстей, появлению недостатка места, наклона зубов вовнутрь, выдвижение передних зубов наружу или их наклон. Кроме того, это может вызвать появление диастемы (промежутка между передними зубами). Если отучить ребенка от сосания пустышки тяжело, существует специальная силиконовая пластинка для такого случая, которая внешне напоминает соску и одновременно исправляет возникшие нарушения прикуса. Также можно использовать специальные насадки на палец  и браслеты, не позволяющие ребенку сосать палец.

 

Прикусывание нижней губы и ее сосание

Давление сокращающейся нижней губы, которую ребенок сосет или прикусывает между зубами, вызывает смещение нижних передних зубов в сторону языка, их наклон, скученное положение.

Привычка закладывать предметы или язык между зубами

В таких случаях возможны вертикальные аномалии зубных рядов, перемещение отдельных зубов. Чаще всего формируется открытый прикус, при котором зубы в переднем отделе не смыкаются, а между ними постоянно находится щель. Возможен наклон передних зубов наружу, появление диастемы, выдвижение верхних зубов вниз, а нижних вверх, поворот их вокруг оси, смещение боковых зубов и нарушение их смыкания, развитие перекрестного прикуса  (в момент смыкания челюстей с одной стороны снаружи находятся верхние боковые зубы, а с другой – нижние). Для устранения такой привычки также используют специальные вестибулярные пластинки с проволочным ограничителем для языка.

 

Привычка надавливать языком, пальцем, другим предметом на отдельные зубы

В таких ситуациях повышается вероятность формирования неправильного смыкания зубов, поворот или смещения отдельного зуба, расширения зубных рядов, смещения нижней челюсти в сторону и появления асимметрии лица, развития перекрестного прикуса.


Ротовое дыхание

Обычно развитие его обусловлено затрудненным прохождением воздуха через носовые ходы. Это может быть связано с хроническим ринитом, наличием аденоидных разрастаний, искривлением носовой перегородки и т. д. Нередко такой способ дыхания становится привычным и после устранения препятствий. В момент дыхания ртом нарушается равновесие мышц ротовой полости, изменяется положения языка, а зубы и вовсе не смыкаются. В результате этого может развиться мезиальная или дистальная позиция боковых зубов (их смещение вперед или назад), открытый прикус, появление диастемы. Для устранения привычки дышать носом используют преортодонтические трейнеры, которые носят минимум 1 час в день и во время сна. Происходит тренировка  круговой мышцы рта  и вырабатывается привычка правильного дыхания.

 

Неправильное глотание

В процессе глотания участвую язык, щеки, мышцы дна ротовой полости, мягкого неба, глотки. В норме глотание происходит при сомкнутых зубах и губах. Кончик языка упирается в передний отдел твердого неба, в полости рта создается низкое давление. У новорожденного глотание происходит при разомкнутых челюстях, а язык в этот момент упирается в щеки и губы. Такое способ глотания обычно изменяется на 8–10 месяце жизни, но может остаться на всю жизнь. В результате может развиться открытый прикус, дистоокклюзия (смещение нижней челюсти назад), изменение конфигурации и уменьшение нижней трети лица.

 

Подкладывание кулака под щеку во время сна, подпирание рукой подбородка в положении сидя

Часто при такой привычке развивается смещение нижней челюсти в сторону или вперед (мезиоокклюзия). Внешне это характеризуется выступающим вперед подбородком, западением верхней губы, вогнутым профилем. Между зубами может образоваться щель, а нижние передние зубы снаружи заходят на верхние, нарушая процесс откусывания и пережевывания пищи. Если челюсть смещается в сторону, формируется перекрестный прикус (с одной стороны снаружи находятся верхние боковые зубы, с другой – нижние в момент смыкания челюстей). Для устранения данной привычки нужно следить за формированием правильно осанки у ребенка, обеспечить ему достаточную физическую нагрузку для полноценного формирования мышечной системы и скелета. Во время сна использовать специальный трейнер (силиконовая накладка в виде каппы), которая учит челюсти и зубные ряды правильному положению.

Что могут сделать родители

После того как коронка молочного или постоянного зуба показалась над десной, продолжается развитие корня. В этот период достаточно эффективным может оказаться массаж десен и неправильно расположенного зуба. Мама пальцами как бы «вытягивает» коронку зуба, двигаясь от десны до края зуба, оказывая умеренное давление в нужном направлении. С 3 лет можно приобрести вестибулярную пластинку (стандартную или индивидуальную) для отучения от привычки сосать палец, язык, губу. Необходимо следить за положением головы малыша во время грудного кормления или сна, за его осанкой. С помощью гимнастики тренировать круговую мышцу рта (например, вытягивать губки трубочкой), язык (например, кончиком доставать до носа или подбородка). Существует немало литературы, описывающей такие упражнения. Родители должны обеспечить все условия для правильного формирования у ребенка таких важных функций, как дыхание, глотание и речь. Своевременно выявленные нарушения могут намного упростить будущее лечение или вовсе предотвратить развитие аномалий прикуса.

 

Рейтинг: Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (голосов - 3, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...


Поделись в соцсетях

Комментарий “Прикус у детей: что делает зубы ребенка кривыми?”

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *